VR в авиационной промышленности

Технологии виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) развиваются быстрыми темпами и доказывают, что являются мощным игровым чейнджером со всех сторон. В результате многие отрасли промышленности теперь охотно экспериментируют с этой иммерсивной технологией для оптимизации своей деятельность, расширения возможностей и улучшения обучения персонала.

Учитывая дорогостоящий характер авиационной промышленности и высокую стоимость ошибок, VR теперь стал большим активом для авиационных компаний, чтобы обеспечить лучший сервис и обучить свой персонал более точным способом.

По статистике, из-за авиакатастроф и сбоев в 2020 году произошло 59 смертей, в 2021 г. – 561, в 2022 г. – 287. И хотя за последние 50 лет число погибших в результате авиакатастроф значительно сократилось, а авиаперевозки считаются одним из самых безопасных видов транспорта, впереди еще долгий путь. Совершенствуя практику обучения экипажей авиакомпаний, технология VR может сделать авиационную отрасль более безопасной при меньших затратах.

В этом блоге мы обсудим, как виртуальная реальность и дополненная реальность трансформируют авиационную отрасль и во многом помогают ей.

Основные варианты использования VR/AR в авиации

Осмотр воздушных судов

Виртуальная реальность тренажер

Прежде чем отправить борт в небо, экипаж и наземные службы должны проверить воздушное судно на предмет его исправности по десяткам различных параметров. Обучение в виртуальной реальности может предоставить наземным службам авиакомпаний безопасную среду для подготовки и совершенствования своих навыков проверки. VR для осмотра самолета позволяет проводить обучение на различных состояниях деталей самолета, что может помочь исключить любые возможности отказа во время эксплуатации. Гарнитура VR помещает персонал наземных служб и членов экипажа в визуальный мир, где они могли бы взаимодействовать с виртуальными копиями самолетов для проведения обслуживающих процедур или процедур проверки.

Обучение бортпроводников

Персонал бортпроводников несет ответственность не только за обеспечение комфорта всех пассажиров в салоне, но и за обеспечение безопасности полета. Перед взлетом бортпроводники должны убедиться, что всё оборудование, такое как кислородные маски, спасательные жилеты, огнетушители есть в самолете и находятся в рабочем состоянии, а стюардессы — продемонстрировать все инструкции по технике безопасности. В полете они обязаны следить за порядком, например, на предмет подозрительного поведения пассажира или любого задымления.

Заменяя обучение в классе обучением в виртуальной реальности, бортпроводники учатся справляться с ситуациями, которые требуют быстрой реакции и особых навыков: от неотложной медицинской помощи до задымления в салоне, аварии или угрозы угона самолёта. С помощью иммерсивной технологии VR персонал бортпроводников может совершать ошибки в виртуальном обучении и учиться на них, чтобы в дальнейшем не повторять на борту реального воздушного судна.

Подготовка пилотов

Виртуальная реальность предоставляет новый способ подготовки пилотов, выходящий за пределы возможностей традиционных авиационных тренажеров. Чтобы облегчить обучение, а также сократить расходы, разрабатывается виртуальная версия кабины. Виртуальная кабина представляет собой точную копию самолета со всеми выбираемыми переключателями и кнопками.

Погружаясь в виртуальную среду, пилоты знакомятся с управлением кабиной, готовятся к различным ситуациям, в том числе к аварийным, таким как возгорание двигателей или эвакуация пассажиров. Будущие пилоты проходят более реалистичные сценарии обучения, приобретая навыки, необходимые для быстрого реагирования и принятия решений в самых сложных ситуациях.

Развлечения в полете

Многие люди испытывают дискомфорт во время полета из-за громкого разговора других пассажиров, плача детей или просто стандартного шума самолета. Использование наушников может помочь заглушить шум, но человеку не всегда легко игнорировать свое окружение, которое может быть очень утомительным, особенно на дальних рейсах.

VR-шлем вместе с наушниками могут дать пассажиру идеальный выход, чтобы отвлечься, расслабиться и передохнуть даже в полностью заполненном салоне. Такие авиакомпании, как Air France и Lufthansa, теперь регулярно используют VR для предоставления пассажирам захватывающих развлечений.

Техническое обслуживание самолетов

С помощью виртуальной и дополненной реальности авиамеханики и техники ТОиР могут научиться осматривать различные части самолета, даже не вставая из-за своего рабочего стола. Один из крупнейших производителей самолетов Airbus использует технологию VR через свой портативный комплект RHEA, который поставляется с гарнитурой виртуальной реальности, сенсорными панелями и инфракрасными камерами, которые позволяют его механикам осматривать и ремонтировать самолеты в полностью погруженной среде.

Примеры использования VR/AR в авиакомпаниях

Celebi Aviation Holding
Виртуальная реальность тренажер

В рамках своего внимания к обучению и развитию Celebi Aviation Holding создала Авиационную академию в Турции, где применяет разработанные Tecknotrove VR-решение для обучения оценке самолетов и осмотра перронов. В отличие от традиционного обучения, учебный модуль VR помещает пользователя в виртуальную воздушную среду для взаимодействия с виртуальным самолетом, различными типами перронов. Модуль VR позволяет тренироваться в нескольких сценариях для предварительной проверки прибытия, после прибытия, до вылета и после вылета. Модуль ориентирован на идентификацию неисправностей на перроне и в самолете, обучение правильным действиям в случае выявленной неисправности, работу в различных условиях окружающей среды, при ЛВО и ночных операциях и многое другое.

Решение VR было разработано для различных узкофюзеляжных и широкофюзеляжных коммерческих самолетов Boeing и Airbus, включая A320, A321, B737, A330, A350, B777, B787, A 380.

Qatar Airways

Ведущие авиакомпании Катара используют VR-обучение для различных применений, включая линейные ремонтные бригады, обучение бортпроводников и наземных операторов. Обучение VR помогает Qatar Airways перейти от программ обучения, проводимых инструкторами, к программам обучения, ориентированным на учащихся. Tecknotrove разработал для Qatar Airways специально созданную среду контролируемой зоны с широким спектром виртуальных самолетов от Boeing и Airbus, чтобы обеспечить обучение в высокореалистичной виртуальной среде и сократить время и затраты на обучение.

Lufthansa

Lufthansa использует технологию VR для развлекательных целей в полете, предлагая своим пассажирам 360-градусный захватывающий просмотр видео во время путешествия. Немецкая авиакомпания также использует VR в рекламных целях, чтобы побудить больше клиентов перейти из эконом-класса в бизнес-класс, показывая им 360-градусное видео о том, каково это-летать в бизнес-классе.

SIA Engineering Company

SIA Engineering (SIAEC), входящая в число крупнейших независимых ТОиР компаний, инвестирует в учебные пособия следующего поколения, включая решения виртуальной реальности, которые могут имитировать реальные наземные сценарии в безопасной и контролируемой среде. Компания использует технологии для обучения своих операторов буксировки, грузчиков багажа, бортовых водителей и бригад технического обслуживания линий, чтобы повысить безопасность и сократить время обслуживания воздушных судов.

Air France

Air France предлагает своим пассажирам захватывающие развлечения с помощью VR-шлемов. Сотрудничая с SkyLights, Air France создала специальную гарнитуру для пассажиров, летающих на своем Airbus A340.

SATS

SATS представила технологию дополненной реальности своим 600 сотрудникам в сингапурском аэропорту Чанги. С помощью этих AR-очков работники рампы могут сканировать QR-коды, размещенные на грузовых контейнерах, чтобы увидеть инструкции по загрузке багажа (номер рейса, место размещения и т.д.) в режиме реального времени. По оценкам SATS, время загрузки среднего двухпроходного воздушного лайнера сократится в среднем на 15 минут за рейс, потому что обслуживающему персоналу не придется заполнять бумаги, и они всегда будут знать, что куда отправляется.

Japan Airlines

Japan Airlines (JAL) использует технологию VR для обеспечения лучшего обучения своих авиационных механиков и повышения их квалификации. Обучающие симуляционные программы VR помогают механикам и инженерам по техническому обслуживанию лучше ознакомиться с процедурой запуска двигателя в виртуальной и в то же время очень реалистичной среде. Более того, авиационные механики получают возможность проверить свои знания в различных сценариях, выявить свои ошибки и поработать над ними.

NordStar

Российские авиакомпании также внедряют VR-платформы для дополнительной подготовки членов лётных и кабинных экипажей. Так, NordStar, например, работает с решением компании Tengo Interactive: в виртуальной среде она смоделировала реальный салон самолёта Boeing 737-800.

В VR-платформе анимированы 180 пассажиров, активны все детали внутри салона самолёта — от дверок багажных полок до аварийно-спасательного оборудования. Их можно брать в руки, передвигать, а отдельные элементы, такие как кислородная маска, огнеупорные перчатки и дымозащитный капюшон, надевать на себя с сохранением полного ощущения реальности.

Система обучения пилотов и бортпроводников с использованием VR-платформы в NordStar предполагает несколько различных сценариев, со временем их количество будет увеличиваться.

Будущее VR/AR в авиационной промышленности

VR в авиационной промышленности очевидно надолго. Компании, которые с готовностью примут его, окажутся далеко впереди, в то время как компании, которые не используют VR в нужное время, рискуют отстать от своих конкурентов.

Виртуальная реальность тренажер

В обучении гражданской авиации виртуальная реальность может стать следующим большим прорывом, который уменьшит зависимость от дорогостоящих учебных устройств — как устройств более низкого уровня, так и полноценных авиасимуляторов — и количества инструкторов в «школе». Сила виртуальной реальности заключается в иммерсивном опыте, когда обучение становится более эффективным и менее затратным, а пилоты становятся более компетентными за счет более длительного сохранения знаний.